Интересные факты из истории солнечной энергетики

blank

В сознании многих солнечная энергетика ассоциируется лишь с изобретением солнечных батарей и способностью преобразовывать свет в электричество. Однако история науки насчитывает уже три сотни лет, много других интересных открытий и изобретений.

Самые любопытные открытия

Использовать линзы или иные отражатели для нагрева воды пробовали еще в Античности, но лишь в конце 1830-х годов француз Эдмонд Беккерель начал работать с электричеством и светом. Кстати, ученый был довольно молод — на момент первых экспериментов с хлоридом серебра и кислотным раствором Беккерелю было едва ли больше 20 лет. Однако его эксперименты не увенчались успехом и фотогальваническую ячейку он не открыл.

Она возникла в умах англичан Уильяма Гриллса Адамса и его ученика Ричарда Эванса Дея лишь в 1876 году. Физики использовали селен и солнечный свет. Адамс заметил фотогальванический эффект при воздействии на элемент. Случайное наблюдение разрешило саму возможность получения из света топлива для питания техники.

После работы Адамса и Дея разработка идеи пошла гораздо быстрее. Уже в 1880-х годах была создана первая батарея для преобразования световой энергии и установлена на вершине одной из высоток в Нью-Йорке. Однако по эффективности они сильно уступали современным — КПД был 1%.

Спустя 20 лет к изучению солнечной энергии присоединился Альберт Эйнштейн. Он впервые использовал термин «кванты энергии», которые содержит свет. Правда, вскоре вместо квантов в научный обиход вошел термин «фотон».

Еще 50 лет потребовалось, чтобы доработать ту самую батарею из Нью-Йорка и добиться эффективности 6% — за это стоит благодарить ученых Чапина, Фуллера и Пирса. Они создали фотовольтаическую ячейку из кремния. Их батареи стали использовать в космосе — ими питались околоземные спутники. Лишь в 60-х годах такие батареи стали производить массово, и они проникли не только в космическую отрасль, но и в дома обычных потребителей.

blank

В 70-х годах прошлого века батареи все больше становились похожи на современные — появились первые панели с поликристаллами. Однако уже тогда такие модели с поликристаллами были менее эффективны, чем монокристаллические.

С тех пор солнечные батареи стали больше и мощнее. Их используют не только в космосе, но и в строительстве жилых домов и торговых центров — для обеспечения энергией техники.

Такие разные батареи

Как бы удобны и инновационны ни были солнечные батареи, перед учеными долго стояла сложность — где разместить устройства? Ведь батарея должна располагаться на открытом участке, чтобы Солнце на загораживали деревья, здания. Но креативные инженеры создают необычные и интересные устройства:

• японская компания Kyosemi в 2012 году представила диско-шары, которые могут впитывать солнечный свет и направлять его во все стороны;
  • вращающийся конус от компании V3Solar способен производить в 20 раз больше энергии, чем их неподвижные аналоги;
  • гибкий лист от Sunflare гнется, словно бумага. И крепится на любую поверхность двусторонним скотчем.

blank

Влияние на окружающую среду и человечество

С тех пор как ученые научились получать энергию из Солнца, появилась возможность оптимизировать многие бытовые процессы. Вот лишь малая часть всех идей, как можно использовать батареи:

• в США активисты по охране окружающей среды предложили с помощью солнечной энергии перерабатывать мусор. Батареи позволяют лучше прессовать мусор, за счет чего мусорные баки и перерабатывающие бункеры увеличивают свою емкость. Значит, что и транспортировка упрощается — грузовики, которые вырабатывают вредные парниковые газы, требуются не так часто;
  • одежда со встроенными солнечными панелями все чаще появляется в модных коллекциях экстравагантных кутюрье. Надевая футболку, куртку, рюкзак или даже ювелирное украшение, человек может быстро подзарядить свои гаджеты;
  • впрочем, стали появляться и более привычные зарядные устройства на базе солнечной энергии. В отличие от привычных повербанков, которые требуется подзарядка от сети, новые компактные устройства работают всегда и везде;
  • лыжные подъемники, которые перевозят спортсменов с подножья горы на вершину, тоже могут работать от Солнца. Новые устройства не только двигаются, но и самоочищаются.

В будущем получать энергию можно будет не только из специальных панелей, но и с помощью краски. В Мельбурне уже ведется разработка новое настенного покрытия. Ожидается, что новое изобретение будет поглощать свет и воду из воздуха, а потом разделять ее на кислород и водород.

Заключение

Солнечные батареи и энергия из них — новая, но очень перспективная разработка ученых. Устройства заметно облегчают жизнь, не наносят вред экологии, а иной раз даже помогают сохранить красоту природы.